Нарушения речи и ее понимания после инсульта чрезвычайно распространены. Речевые зоны в мозгу и артикуляция могут восстанавливаться год, три и даже более, и тут просто необходима поддержка и помощь близких. Чтобы речь восстановилась быстрее, очень важно разговаривать и общаться с человеком, перенесшим инсульт. Одной из главных ошибок родных является отсутствие полноценного общения с человеком, который недостаточно понимает слова и фразы.
Даже если человек молчит, не отвечает на вопросы, не допускайте его речевой изоляции, давайте ему возможность участвовать в общих семейных беседах. Обязательно каждый день говорите с больным человеком, рассказывайте ему события и новости, произошедшие в семье, обсуждайте теле- и радиопередачи. В первое время после инсульта смотреть телевизор и самостоятельно читать вообще запрещается, но на этапе восстановления это просто необходимо. Но телепередачи разрешается смотреть не более двух часов в день. Они должны вызывать положительные эмоции, развивать и вызывать желание обсудить их.
Включайте красивые и интересные художественные фильмы, передачи о природе и животных. Тем, кто любит смотреть спортивные передачи, давайте смотреть репортажи с соревнований.
Достаньте детский букварь и лото с картинками предметов. Обычно больные лучше понимают названия предметов, а названия действия вызывают у них затруднения, поэтому называйте вещи, комментируя их возможными дей-стилями, и просите его показывать подходящие им картинки. Говорите не просто «велосипед», а «велосипед, на котором катаются», не просто «ложка», а «ложка, которой едят».
Слова и фразы произносите четко и спокойно, терпеливо, несколько раз повторяя их. Если ваш ученик ошибся, то покажите ему нужный предмет или правильное действие. Главное условие хорошего обучения - терпение и систематичность, а также ежедневность занятий. И не надо исправлять все ошибки, обращайте внимание только на треть из них. И побольше хвалите своего ученика, отмечайте любые победы и достижения.
Страдающие даже несильным нарушением речи всегда испытывают трудности, если рядом с ним люди говорят одновременно. Поэтому в присутствии больного не спорьте и не говорите хором, - он, скорее всего, ничего не поймет, и это только понизит его самооценку.
Понимание речи интенсивно тренируется и во время произнесения слов, особенно если врач поставил вашему родному диагноз моторная афазия. Чем лучше больной научится произносить слова, тем лучше и быстрее он начнет понимать речь окружающих. Поэтому сами говорите, тщательно и медленно артикулируя губами и языком (так делают логопеды, занимаясь с детьми), и просите больного смотреть на ваши губы и все повторять.
В более тяжелых случаях показывайте артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п» и других. Когда это начнет получаться, переходите к составлению и повтору слов, а затем уже и фраз. Можно приобрести азбуку на кубиках или на картонных карточках и просить больного показывать нужную букву и составлять из букв слова. Это поможет со временем восстановить письменную речь.