Помните, что быстро восстановить речь невозможно, и иногда может казаться, что прогресса нет. Но вы должны заниматься регулярно и помнить, что любые беседы и тренировки меняют мозговые процессы и восприимчивость слов у больного человека.
Покажите больному картинки с различными предметами и назовите их. Затем назовите один из них и попросите показать нужную картинку. Постепенно увеличивайте количество предметов, которые вы просите показать. За одно занятие не используйте более 10-15 картинок.
На следующем этапе покажите несколько картинок с предметами, медленно и четко назовите их, а потом попросите показать одновременно две правильные картинки. Например: «Покажи чашку и ложку, покажи хлеб и яблоко». В дальнейшем увеличьте количество предметов, которые надо одновременно показать, до трех. Можно называть не сами предметы, а то, что ими можно делать. Это может звучать, к примеру, так: «Покажи то, чем подметают, покажи то, в чем варят, покажи то, на чем сидят».
Так как больному глаголы воспринимать сложнее, чем существительные, то обязательно используйте названия действий, которые совершаются с предметами. Если вы просите пациента что-то сделать, то говорите не просто «застегни» или «повесь», а называйте и предмет: «Застегни пуговицу, повесь на стул». Если человек ошибся, то мягко поправьте его, показав, что надо было сделать.
Если больной плохо различает близкие по звучанию слова, то схематично нарисуйте предметы, звучащие похоже, или заготовьте крупные карточки с написанием этих слов. Например: «трава», «дрова», «лес», «вес». Подготовьте пары слов и просите больного показать либо нужный рисунок (выбранный из пары), либо написанное слово.
Для тренировки моторики пальцев и письма попросите больного выписать из книги буквы или слова, затем - фразы и предложения. Чтобы человек различал звуки, звучащие похоже, просите его выписать буквы парами, например, «к» и «г», «в» и «ф», «б» и «п».
Пусть больной смотрит на ваши губы и повторяет за вами слова. Если это не получается, произносите что-нибудь попроще, например, числа по порядку, названия дней недели. За одно занятие одни и те же названия повторяйте небо-лее 5-6 раз. Если больной любит петь, то пойте с ним его любимые и знакомые песни. При этом просите его смотреть на ваши губы и повторять за вами.
Когда больной научится читать, просите пересказывать прочитанное.